
Народная одежда — вершина мастерства ткачих и вышивальщиц.
Особенным совершенством, красотой и утонченностью выделялась женская одежда для праздничных
случаев, которая более, чем другие виды народного искусства, была видна. Потому
что в ней "выходили в люди": в гости, на ярмарку, в церковь, на разные народные
праздненства, обряды. В отличие от мужской, как правило, скромно вышитой по
воротнику, манжетам и груди, женская праздничная одежда выделялась особенной
гармоничностью форм, разнообразием и совершенством декора. Основу женского
костюма составляла белоснежная полотняная сорочка с красно-черным узором по
верхней части рукавов, воротнику, манжетам, плечевым вставкам. Несложные
геометрические мотивы — ромбы, квадраты, звездочки, крестики, выполненные
вышивкой набором или крестиком (более поздняя техника исполнения), комбинируются
в разнообразные узоры.
Белым был и фартук, отделанный по низу одной или
несколькими полосами того же, или близкого по смыслу, декора, что и на
сорочке.
Юбку обычно шили из крашеной льняной или шерстяной
клетчатой, иногда в полоску, ткани. Часто юбки, особенно будничные, имели
однотонную окраску: вишневую, зеленую, синюю, фиолетовую. В целом они составляли
явный цветовой контраст сдержанному бело-красному колориту рубах и фартуков.
Завершенность и праздничность женскому костюму придавали головные уборы.
Девушли заплетали косы, вплетали в них ленты, носили венки, а также своеобразные
уборы в виде узкого сложенного полотнища, которые не закрывали макушку. Замужние
женщины обязаны были прятать волосы, ведь волосы ассоциировались с культом
растительности, с идеей урожайности, плодовитости, а значит, с магической силой,
способной воздействовать добром или несчастьем на окружающую действительность.
Пряча волосы под намитку, община как бы предостерегалась от опасности и
одновременно подчиняла женщину и мужу, и роду. Вот почему головной убор женщины
— это символ ее замужества и, тем самым, ее зависимого положения. Снять головной
убор — значило едва не нарушить брак.
В разных уголках Беларуси носили разнообразные головные уборы, но самый
характерный и древний — намитка. Он напоминает ручник
из тончайшего льняного полотна, который замысловато обвивался вокруг головы, а
его концы ниспадали на плечи и грудь, придавая женской осанке величность и
высокородность. Вышивка располагалась по краю или обоим концам намитки.
Почему же одежда и вышивка имели именно такие цвета?
Белый цвет у славян, в том числе и у белорусов, всегда
ассоциировался с чистотой, искренностью, свободой. Красный цвет
обладает самым глубоким проникновением вглубь человека. Он считался у славян
символичным цветом солнца, жизни, радости. А поскольку жизнь не вечная, то и
черного немного добавляли.
Почему вышивка расположена всегда по краю?
Это как бы граница освоенного пространства (это мое). В орнаменте
присутствует цитата, т. е. ограничение сверху и снизу. Символические орнаменты, составленные из ромбических фигур,
— это обращение к высшим силам с просьбой о защите от нечистой силы, от
несчастья. Это оберег, магический барьер, за который не могла проникнуть
нечистая сила. Часто, обращаясь к высшим силам, люди собирались вместе,
совершали ритуал.
Ритуал — это коллективное прохождение через критическую
точку бытия, такую, например, как рождение, свадьба, смерть. Во время ритуала
происходит как бы театрализованное действие. Люди в вышитых костюмах становятся
в круг, берясь за руки. Происходит сильнейшая концентрация энергии, красный цвет
способствует сильнейшему эмоциональному всплеску. Люди, без воздействия
каких-либо одурманивающих веществ (например, алкоголя) ощущали сильнейший подъем
в настроении, пели обрядые песни, веселились. Разряжались и одновременно
получали новую подпитку сил. Связь с природой была очень тесной.
Древняя бордюрная вышивка выполнялась прошвами по счету нитей. Смысл,
значение символики, а также определенное расположение вышивки передавались из
поколения в поколение, от матери к дочери. Но с течением времени, в 30-40 годы
XIX в., исчезает архаическое существование мышления. Появляется мануфактура,
отпадает надобность самим ткань полотно, его уже можно купить. Переплетение
нитей производственного полотна более тонкое, нити сложнее считать, и прошвы
заменяются крестом. Происхождение креста — середина XIX века. Крестик развил наш
орнамент, вышивку в целом, перешли от орнаментальной бордюрной вышивки к россыпи
по ткани. Косой крест — рунический знак соединения, присоединения. В прямом
кресте горизонтальная линия — это настоящее, то, что сейчас, а вертикальная
линия — это разделение на материальное и духовное.
К концу XVII в. полностью сформировался белорусский народный
костюм и с течением времени начал распадаться. Рост товарно-денежных
отношений, массового отходничества, проникновение на село промышленных изделий
размывали "жанровые" границы традиционного народного костюма. Сильное влияние
городского костюма с его тенденцией к упрощению и универсализации форм, широкое
использование технических красителей с тенденцией к полихромности и
расцвечиванию тканей оказали свое влияние на коренные преобразования народного
костюма.
Белорусское Полесье — неповторимый в природных и
этнографических отношениях край, край песен и сказок, легенд и преданий, а его
костюм — жемчужина белорусского народного искусства. Здесь сохранились полные
великолепия и мудрости народные наряды, сама традиция одеваться в самодельную,
художественно отделанную одежду, только здесь еще в 30-50-е годы ХХ столетия
молодые женщины обвивали вокруг головы старинные головные уборы — намитки и
платы.
В наиболее чистом виде национальные особенности ткачества и вышивки выявились
в декоре ручников. Оно и понятно: ручник — не только отрезок
ткани, которым утираются. В быту белорусов ручники издавна выполняли также
разнообразные обрядовые функции, они сопровождали белоруса буквально с рождения
и до смерти: на ручнике принимали новорожденного, подносили хлеб-соль, им
украшали красный угол с иконами, на нем опускали в могилу гроб. Особенно важную
роль выполняли ручники в свадебных обрядах. Многие обрядовые, праздничные
функции ручников продолжают свою жизнь и в наше время.
При всем разнообразии декоративных и композиционных решений, которыми
определяются ручники из разных уголков Беларуси, их объединяют и некоторые общие
черты. Так, например, выделяется большая группа белорусских ручников с вышитыми
геометрическими узорами традиционного красного цвета, с небольшим добавлением
черного. Орнамент обычно располагается по концам ручника, словно "стекает" с
него. Самые широкие полосы — возле краев, следующие, ближе к середине, уже и
расположены реже.
Традиционные вышитые изделия — необыкновенно богатая основа для
художественного творчества. Значит, надо творить, воспроизводить белорусский
народный костюм, чтобы оставить в наследство нашим внукам и правнукам. И делать
не какой-то "среднебелорусский" вариант (его просто не было), а придерживаться
местных традиций, национальной колористики, чтобы он вызывал гордость за нашу
белорусскую народную культуру, а не выглядел грубой пародией на древний
традиционный костюм.
Предлагаю один из вариантов приобщения детей к народной культуре и творчеству
— выполнение грелки на чайник в виде куклы в белорусском национальном костюме,
держащей хлеб-соль на вышитом традиционным белорусским орнаментом ручнике.
Это лунинецкий строй. Мы
старались выдержать и традиционную для этого района отделку костюма, и показать
один из способов обвивания намитки, использовавшийся в данной местности.
Сдержанной красотой выделяется женский строй Лунинецкого района. Здесь можно
заметить такую же белизну одежды, как и в соседнем Пинском районе, такую же
деликатность ее отделки. Однако в орнаментике преобладают геометрические мотивы,
в частности, прямоугольный ромб и его части, закомпанованные в небольшие, но до
мелочей упорядоченные бордюры. На одежде они располагаются на некоторой
отдаленности один от другого, чтобы не мешать восприятию графично разработанных
рисунков.
Лунинецкие намитки отличались небольшой шириной (в среднем 30 см) и
значительной, более 3 метров, длиной. Концы были украшены вышитым или вытканным
ромбообразным орнаментом. Один из способов обвивания намитки: первым делом
волосы убирались под чепец на макушке. Далее на голову надевали "подвачку" —
обручик из лозы или ясеня шириной в ладонь и размером в обхват головы. Затем
намитку складывали вдоль в 4 реди и накладывали на подвичку так, чтобы левый
конец ее был вровень с локтем. Все обвивание шло преимущественно правым концом.
Он проходил под подбородком, затем через середину головы перекидывался снова
направо, делал разворот на лоб, обходил вокруг головы и на правом виске
закреплялся подведением снизу через петлю предыдущего ряда. Затем левый конец
перекидывался через макушку направо, а правый вновь направлялся на лоб, обходил
вокруг головы и подтыкался сверху вниз над левым виском. В итоге получался очень
компактный головной убор в виде шапочки, плотно прилегающей к голове.
Декорированные концы намитки располагались по обе стороны лица асимметрично и
надавали живой динамизм и какое-то кокетство всему довольно строгому, лаконично
украшенному костюму.
Приведенные схемы 20.1-20.4 используются для вышивки наряда
куклы:

сх. 20.1 (мотив оберега внутри символа солнца) — фартук,

сх. 20.2 (мотив хлеба) — плечо рубашки,

сх. 20.3 (мотив хлеба и мережка) — рукав рубашки),

сх. 20.4 (символ солнца) — ручник,

сх. 20.5 (вязаное крючком кружево) — края ручника.

ИСТОЧНИК: журнал
"Ксюша. Для любителей рукоделия"
вернуться в раздел:
куклы >>