сайт rukodelie.by

english

 

 

 

полезно посетить

classpodelki.ru - Классные поделки на все случаи жизни.

knit-crochet.ru - Актуальные модели для вязания спицами и крючком.

crochetpattern.ru - Коллекция узоров крючком

все ссылки

на главную :: учебные курсы :: плетение украшений из камней и бусин :: Чешская бижутерия – настроение праздника!

Чешская бижутерия – настроение праздника!

Давайте познакомимся поближе с “богемским стеклом”, порадуем себя чем-то ярким, праздничным и немножко волшебным. Как не любить чешскую бижутерию? Перебирая в руках стеклянные бусинки, невольно поддаешься их магическому очарованию. Богатая цветовая гамма заставляет забыть о многих натуральных камнях. Прозрачные и матовые, зеркальные и перламутровые, молочные и медовые — вы можете придумать самый необычный и уникальный цвет, который обязательно подберете к любимому наряду.

Кстати, самая “древняя” бусинка из стекла — светло-зеленого цвета. Она обнаружена в окрестностях города Фивы, бывшей столицы Древнего Египта. Ее размер — 9х5 мм, а возраст нашей “старушки” всего 5500 лет. Темно-зеленые бусы египетской царицы Хатшепсут чуть-чуть моложе — им около 3450 лет. Мастера ювелиры не боялись сочетать стекло с благородными металлами и самоцветами. Парадный трон фараона Тутанхамона инкрустирован не только золотом и драгоценными камнями, но также цветным стеклом и фаянсом. Его знаменитое ожерелье с золотой подвеской выполнено из огромных сердоликовых и стеклянных бусин.

Некоторые люди отдают предпочтение натуральным камням, считая, что только они могут быть верными талисманами. Но археологи открыли, что не только в Древнем Египте, но и в Древнем Риме украшения из цветного стекла использовались как амулеты. Поэтому бусы вашей мамы или бабушки будут нести положительную энергетику независимо от того, натуральные они или нет.

“Богемское стекло” займет особое место в вашей “Малахитовой шкатулке”. Красота чешской бижутерии, создаваемая на протяжении многих веков, удивительно сочетается в форме камня, его огранке и таинственном мерцании каждой грани. Когда говорят о многовековой традиции, невольно задумываешься, что же это такое и сколько это лет. Давайте окунемся в глубь истории и попытаемся ответить на этот вопрос.

Стекольное производство в Чехии считается одним из самых старых в Центральной Европе, его корни уходят в средние века. Чехи гордятся стеклянной мозаикой “Страшный суд”, которая была выполнена в те далекие времена по заказу короля Карла IV. Она украшает Золотые ворота кафедрального собора Святого Вита в Праге.

На тот момент фаворитом стеклоделия была, несомненно, Венеция. Венецианские дожи тщательно охраняли секреты изготовления стекла (смесь кварцевого песка, соды, мела и т. д.). Предполагается, что, несмотря на строжайшие запреты, некоторым мастерам удалось выехать из страны. Неизвестно, добрался ли кто-нибудь из них до Чехии, но кое-какие “изделия под венецианских мастеров” имели чешскую прописку.

Стеклоделы Богемии (Северная Чехия) пошли дальше в своих поисках. Их стекло называлось лесным, потому что вместо соды, секреты создания которой строго соблюдали венецианцы, использовалась древесная зола — поташ. На килограмм поташа шла почти тонна древесины. Открыв “лесную” технологию, мастера добились производства тугоплавкого стекла. В отличие от венецианского (легкоплавкого), оно получилось тверже, а значит, его было легче гранить и шлифовать. Когда на территории Богемии стала возрождаться древняя техника стеклянной резьбы, потребовалось стекло с толстыми стенками, чтобы его можно было резать глубокими гранями. Венецианское стекло было тонким и очень хрупким, поэтому не поддавалось такой обработке. Сложно сказать, что красивее: легкость и невесомость в изделии или ажурная гравировка по стеклу. Но одно мы выберем наверняка — надежность (наши бусинки не должны разбиться). Ради справедливости скажем, что венецианский бисер долгое время ценился дороже богемского. К чему опять-таки ради справедливости добавим, что чехи научились гранить даже бисеринку.

Первый огонь в стекловаренной печи загорелся в 1376 году недалеко от Яблонца. К этому времени уже научились варить бесцветное стекло, но тем стеклянным изделиям было далеко до современных — чистых, словно родниковая вода. Прозрачное стекло получить очень трудно. Для этого требуются совершенно новые способы очистки стекломассы: в ней всегда находятся сложные примеси, которые придают ей различную окраску. Особенно часто в сырье присутствуют соединения железа. Оно окрашивает стекло в зеленый цвет, поэтому самая древняя бусинка “надела зеленое платьице”. Для получения прозрачного стекла нужна высокая температура обжига, более 1500 градусов. Конечно, в стекловаренной печи температура обжига значительно выше по сравнению с обычным костром. Но все равно, для появления первого богемского блеска понадобилось больше 300 лет.

К началу XVI века в стране насчитывалось до 90 мастерских, а 1548 г. был открыт первый стекольный завод. В Чехию сразу потекла новая рабочая сила из соседних стран. Многие мастера из Саксонии переезжали целыми артелями, привозя с собой свои знания и опыт работы. Так, в 1601 г. в Праге появился знаменитый немецкий гравер К. Леман, который прославился резьбой и огранкой стеклянных изделий при дворе короля Рудольфа II.

Наконец, в 1684 г. мастер Мюллер смог выплавить необыкновенное стекло невиданной ранее чистоты и удивительного блеска. Наверное, ему удалось открыть “золотую формулу” стекломассы, т.е. грамотное соотношение кварцевого песка с другими компонентами. Некоторые предполагают, что для ее обесцвечивания он стал использовать перекись марганца. И это сыграло главную роль в получении прозрачного стекла. Другие считают, что основа удачи заключается в новых пропорциях известняка и мела. Как бы там ни было, калийно-известковое стекло за свою кристальную чистоту получило официальное название — богемский хрусталь. Изделия из него заняли почетное место среди украшений многих королевских домов. Если раньше чешские мастера делали работы “под венецианское стекло”, то теперь стеклодувы других стран стали подражать “богемскому хрусталю”.

В 1711 г. в районе Яблонца, где когда-то загорелся первый огонь в стекловаренной печи, была получена стекломасса под названием “Туновская композиция”. Она стала идеальным материалом для имитации драгоценных украшений. Из-за высокого коэффициента светопреломления “богемское стекло” имеет характерную для него переливчатость. Каждая грань камня играет всеми цветами радуги. Такой эффект появляется у мыльных пузырей, а ювелиры называют его “побежалостью”.

Фирма “Яблонекс” до сих пор выпускает изумительную по красоте бижутерию, особенно славится ее бисер. Современные мастера свято чтят многовековые традиции, которым более 600 лет. По-прежнему многие операции производятся вручную (шлифовка, огранка). Гранатовое “богемское стекло” до сих пор бросает вызов натуральным гранатам, а “богемский хрусталь” продолжает соперничать с настоящим горным хрусталем.

“Богемское стекло” — бижутерия. Но какая бижутерия! Она “построит” вас от прически до кончиков шпилек на ваших туфельках. И только попробуйте сутулиться! Нарядное, аккуратное платье, ровная спина, грациозная походка, глубокий вдох и вперед — покорять весь мир!

Хозяйка Медной Горы.

ИСТОЧНИК: Журнал "Ксюша. Для любителей рукоделия."

 

 

 

До 20 ноября 2019 можно подписаться на декабрьские журналы "Ксюша" №12, а также на 1-е полугодие 2020 в России и Беларуси.

Получить журнал «Ксюша. Для тех, кто вяжет №12 (декабрь) 2019»

Получить журнал «Ксюша. Для любителей рукоделия №12 (декабрь) 2019»

Получить журнал «Ксюша. Умелые ручки №12 (декабрь) 2019»

Журналы "КСЮША"за 2018 и ранее, а также PDF-версии можно посмотреть и заказать в интернет-магазине knig.by

 

карта сайта | контакты |
©2004-2019 Добровольский С.Э. Все права защищены.
Копирование и/или использование материала сайта полностью или частично,
для последующего коммерческого использования возможны только
с официального разрешения редакции журналов "Ксюша"
Хостинг - HOSTER.by